17 мая 2013 года Президент России Владимир Владимирович Путин провёл рабочую встречу с руководителем ФМБА России

Из стенограммы встречи.
В.ПУТИН: Вы знаете, на встрече с нашими коллегами из Общероссийского народного фронта обсуждали проблемы, связанные с донорской кровью, — хотелось бы об этом поговорить, потому что Агентство и за это отвечает. Как идёт работа по этому направлению?
В.УЙБА: С 2007 года мы начали широкомасштабную программу — по объёму ей нет аналогов даже в советском периоде — по модернизации Службы крови. Сделан огромный поворот в работе Службы крови.
Сегодня это единая, [организованная] по единому стандарту Служба крови, которая абсолютно комплементарна европейским стандартам безопасности по качеству крови.
В чём там есть проблема, которую и Вы отметили, и сообщество отметило, и какие решения сегодня по этой критике — совершенно нормальной, абсолютно правильной, здоровой — уже приняты.
Основная проблема не в том, и Вы абсолютно правильно подтвердили, что закон запретил платное донорство. Ничего подобного: закон не запретил платное донорство. Мало того, он дифференцировал, за что сколько платить.
Если до этого это был предмет решения руководства субъекта — каждый субъект решал исходя из того, сколько у него в кармане денег, — то сейчас в законе чётко прописано: 15 процентов от прожиточного минимума за плазму, 25 процентов от того же прожиточного минимума за эритроциты, тромбоциты — 35 и гранулоциты — 45 процентов.
И основная проблема встала в том, что было принято очень резкое решение по замене на питание. Раньше это было дифференцированно: донору можно было получить либо деньги, либо питание. Сейчас — только питание. Это, конечно, очень резкий крен.
Это можно сделать, не внося изменения в Федеральный закон. Можно сделать приказом, приказ такой подготовлен. Мы его подготовили, Минздрав его согласовал, и внесли в Минюст.
Процедурный вопрос. Там совершенно чёткая введена формулировка: по решению донора. Донор может выбирать: либо питание, либо денежную компенсацию.
Вторая часть, которая тоже вызывает критику сообщества, — это смешанное донорство. В законе впервые появилось чёткое разграничение: либо 40 донаций крови, либо 60 донаций плазмы.
Раньше была смешанная форма: можно было сдать 20, условно говоря, донаций крови и 20 донаций плазмы, и это было смешанное донорство, и человек получал «Почётного донора». Сейчас это разграничение привело к тому, что есть уже смешанные доноры, и они говорят: а как же мы?
Мы вышли на эти критерии как раз в 2013 году. И сейчас мы тоже подготовили приказ, Министерство здравоохранения одобрило, внесли в Минюст, но поскольку норма в законе жёсткая, то Минюст порекомендовал как раз это отнести к изменению в закон. Мы подготовили проект изменений в Федеральный закон, внесли в Правительство, и в ближайшее время он поступит к Вам на рассмотрение.
Источник:www.kremlin.ru